?

Log in

No account? Create an account

Все чаще многие враги Церкви навязывают нам, что поминовения умерших не нужно и, что оно не находит себе подтверждение в Св. Писании. Но такие выводы поспешны и крайне натянуты. Посмотрим, что об этом свидетельствует Библия.

  Практика молитв за усопших берёт своё начало ещё с времён Ветхого Завета. Так, в Писании мы читаем, что по случаю кончины близкого, или родственника, у евреев существовал обычай налагать на себя пост. «И взяли кости их, и погребли под дубом в Иависе, и постились семь дней» (1Цар.31:13); «И рыдали и плакали, и постились до вечера о Сауле и о сыне его Ионафане, и о народе Господнем и о доме Израилевом, что пали они от меча» (2Цар.1:12). Пост же, естественно, не мыслим без молитв.
Во второй Маккавейской книге написано следующее: «Потом Иуда, взяв с собою войско, отправился в город Одоллам, и так как наступал седьмой день, то они очистились по обычаю и праздновали субботу. На другой день бывшие с Иудою пошли, как требовал долг, перенести тела павших и положить их вместе со сродниками в отеческих гробницах. И нашли они у каждого из умерших под хитонами посвящённые Иамнийским идолам вещи, что закон запрещал Иудеям: и сделалось всем явно, по какой причине они пали. Итак все прославили праведного Судию Господа, открывающего сокровенное, и обратились к молитве, прося, да будет совершенно изглажен содеянный грех; а доблестный Иуда увещевал народ хранить себя от грехов, видя своими глазами, что случилось по вине павших. Сделав же сбор по числу мужей до двух тысяч драхм серебра, он послал в Иерусалим, чтобы принести жертву за грех, и поступил весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении; ибо, если бы он не надеялся, что павшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться о мёртвых. Но он помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда, - какая святая и благочестивая мысль! - Посему принёс за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха» (2Мак.12:38-45).
Хотя данная книга и относится к неканоническим, однако в ранней Церкви неканонические книги были также читаемы. Даже Апостолы иной раз обращались к апокрифам. Так св. Иуда пишет: «Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: “да запретит тебе Господь”.» (Иуд.9). В канонических книгах Ветхого Завета нигде не повествуется об этом диалоге между Архангелом Михаилом и диаволом. О нём упоминается лишь в апокрифе «Успение Моисея». И ещё: «О них пророчествовал и Енох, седьмой от Адама, говоря: “се, идёт Господь со тьмами святых Ангелов Своих – сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произносили на Него нечестивые грешники”.» (Иуд.14-15). Апостол ссылается на апокрифическую книгу «Еноха» (1,9). Также и Апостол Пётр ссылается на иудейское предание, запечатлённое в книге «Еноха». Согласно сказанию этой книги, перед потопом тварные духи сошли на землю, чтобы соблазнять людей, научить их магии и волхованиям. За это они были скованы в тёмной бездне преисподней. Сказание возникло как комментарий к Бытие, 6-ой главе. Пётр пишет: «Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания…» (2Пет.2:4). И Апостол Павел не пренебрегал иудейскими преданиями, называя по именам волхвов, Ианния и Иамврия (2Тим.3:8), что противились Моисею, потворствуя Фараону (Исх.7:11). В канонических же книгах Ветхого Завета эти имена отсутствуют. Более того, тот же Апостол Павел не гнушался и явно языческих источников, когда те источники не противоречили истине: «Из них же самих один стихотворец сказал: «Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые». Свидетельство это справедливо» (Тит.1:12).
Иными словами, мы не должны пренебрегать изучением и неканонических книг. Хотя приравнивать их к каноническим нельзя, но и отвергать их полностью тоже немудро. Так, внимательно исследуя эти книги, мы вполне можем признать за факт, что иудеи молились за умерших и приносили за них жертвы умилостивления, как о том повествуется во Второй Маккавейской книге (Подчеркнём, речь идёт в данный момент только о том, что события имели место, а не о том, являлось ли поведение иудеев угодным Богу делом).
В другой неканонической книге написано следующее: «Господи Вседержителю, Боже Израиля! услышь молитву умерших Израиля и сынов их, согрешивших пред Тобою, которые не послушали гласа Господа Бога своего, за то и постигло нас бедствие» (Варух.3:4). Исходя из этого текста даже скептически настроенный критик должен согласиться, что в ветхозаветные времена иудеи (Пусть и не все, ведь были и «саддукейски» настроенные личности) верили, что умершие во грехе взывают о помиловании.
Далее, у иудеев существовала практика раздавать милостыню за умерших: «Милость даяния да будет ко всякому живущему, но и умерших не лишайте милости» (Сираха.7:36). И ещё: «Раздавай хлебы твои при гробе праведных, но не давай грешникам» (Товита.4:17).
Таким образом, из выше приведённых текстов мы видим, что многие иудеи верили в то, что раздаяние милостыни могло как-то благотворно отразиться на состоянии умерших душ. Опять же, оговоримся, что мы пока не заняты разрешением вопроса о том, была ли эта вера истинной. Сейчас мы только говорим о том, что имело место быть.
А вот теперь самое время обратиться к каноническим книгам. Подтверждают ли богодухновенные книги верования иудеев? Вот что говорит Моисей: «Я не ел от неё в печали моей, и не отделял её в нечистоте, и не давал из неё для мёртвого» (Втор.26:14). Пророк говорит о десятине. Он наставляет иудеев, чтобы они не давали для мёртвого из десятины, а из десяти частей произведений земли можно. Таким образом, и Священное Писание подтверждает мысль о том, что иудеи помнили о мёртвых. Моисей знал об обычаях единоверцев и не обличал их в «язычестве».
А вот что пишет другой Божий пророк, Иеремия: «И умрут великие и малые на земле сей… и не будут оплакивать их, ни терзать себя, ни стричься ради них. И не будут преломлять для них хлеб в печали, в утешение об умершем; и не подадут им чаши утешения, чтобы пить по отце их и матери их» (Иер.16:6-7).
Иеремия также знаком был с практикой поминовения умерших. И, как и Моисей, он не критикует единоплеменников за их обычай преломлять хлеб за усопших. Более того, из вышеприведённого текста видно, что преломление хлеба за умершего приносило некое утешение преломляющим, и выпитая чаша утешала, каким-то образом, пьющего. Т.е. это был не просто обряд, а некое таинство, во время которого в загробном мире нечто происходило. Иудеи верою воспринимали эту перемену в загробном мире с их умершими родственниками, из-за чего и утешались.
Попробуем составить очередную последовательность действований иудеев, когда у них кто-то умирал. Итак, получив известие о смерти, Давид схватив одежду свою разодрал её (2Цар.1:11). Потом – пост, плач и молитвы об умершем (2Цар.1:12). Потом – приносилась умилостивительная жертва за грех (2Мак.12:43). Потом – от имени умершего раздавали милостыню (Сир.7:36; Втор.26:14). И потом – преломление хлеба за умершего и питие из чаши (Иер.16:6-7).
Однако следует уточнить, что не за всех умерших позволительно было молиться иудеям. Так священник Илий, увещевая свих развратившихся сыновей, которые отвращали израильтян от веры в Господа, сказал: «Если согрешит человек против человека, то помолятся о нём Богу; если же человек согрешит против Господа, то кто будет ходатаем о нём?» (1Цар.2:25). И Иеремие Господь говорит: «Ты же не проси за этот народ и не возноси за них молитвы и прошения, и не ходатайствуй предо Мною, ибо Я не услышу тебя» (Иер.7:16). И ещё: «И сказал мне Господь: хотя бы предстали пред лице Моё Моисей и Самуил, душа Моя не приклонится к народу сему; пусть они отойдут от лица Моего, отгони их» (Иер.15:1). И Иоанн Богослов пишет: «Если кто видит брата своего согрешающим грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающим грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти» (1Иоан.5:16-17). Ну и Сам Господь сказал: «Всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа Святого не простится человекам… ни в сем веке, ни в будущем» (Мат.12:31-32). Т.е. бывают грехи против Бога, а бывают против ближнего. Хотя всякий грех, в том числе и против ближнего, является преступлением против Заповедей Божиих, однако в глазах Бога грех греху рознь.
А о том, что за гробом возможно прощение для грешников (согрешивших грехом не к смерти, т.е. не против Бога, а только против ближнего), ясно приоткрыл нам и Сам Милующий, говоря: «в сем веке» и « в будущем» веке. А вот хула против Бога не простится и за гробом (т.е. в будущем веке).
А что говорит христианская традиция на интересующую нас тему?
В древнейшем чине литургии, авторство которого по преданию (которое признавали все Отцы ранней Церкви) приписывается первому епископу Иерусалимскому Апостолу Иакову, мы находим молитву об усопших: «Господи, Боже духов и всякой плоти, помяни православных (здесь термин «православных» имеет ещё не денаминационный смысл), которых мы помянули, и которых не помянули, от Авеля праведника до сего дня; Сам упокой их а селениях живых, в Царствии Твоём, в сладостях рая; в недрах Авраама, и Исаака, и Иакова, святых отцов наших, откуда отбежала болезнь, печаль, воздыхание и где посещает свет лица Твоего и освещает всегда». (Взято по творениям св. Кирилла Иерусалимского, IV век). 
Критик может оспаривать подлинность авторства чина этой литургии, принадлежит ли это творение подлинно Апостолу Иакову Иерусалимскому, но он не может не признать за факт, что уже в первом веке существовала литургия, во время которой осуществлялись молитвы за умерших (даже если составил чин этой литургии не Апостол Иаков, а кто-то из других пастырей Церкви).
Для ранних Отцов Церкви не вызывало сомнения, что молитвы за усопших восходят от Апостольского Предания. Вот, как пишет св. Иоанн Златоуст: «Не напрасно узаконено апостолами творить пред Страшными Тайнами поминовение усопших: они знали, что бывает великая польза от сего для усопших, великое благодеяние."

Возражение: Разве в притче о богаче и Лазаре (Лук.16:19-31) не сказано, что в загробном мире между праведными и неправедными «утверждена великая пропасть», так что хотящие перейти к праведникам никак не могут этого сделать?

Эта притча отнюдь не противоречит практике молитв за усопших. Да, действительно, за гробом уже нет покаяния. Там есть только раскаяние. Кого смерть настигает внезапно, не давая возможности примириться с Богом и с людьми, тот, расставшись с телом, уже не может исправить своих ошибок, пасть в ноги тем, кого обидел, и просить о помиловании… Но это не значит, что он не может быть помилован вообще. Ибо Сам Господь сказал, что возможно помилование за гробом (Мат.12:31-32). И Моисею Он обещает, говоря: «кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею» (Рим. 9:15). Но только не во власти самого умершего уже самому изменить ситуацию за гробом. Если при жизни, по долготерпению Божию, имел он власть перейти через ту «великую пропасть», то за гробом уже от него лично ничего не зависит.

Comment Form

No HTML allowed in subject

   
 

Notice! This user has turned on the option that logs your IP address when posting. 

Profile

prav_bogoslovie
Защита Православного Богословия.

Latest Month

June 2012
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Powered by LiveJournal.com
Designed by heiheneikko